21.08.2014

Проект изменений в Конституцию Украины: основные моменты

      Проблема эффективного функционирования органов публичного управления в Украине не может быть решена без коренного реформирования конституционно-правового статуса и принципов деятельности органов местного самоуправления и органов исполнительной власти в областях и районах. Необходимость расширения полномочий органов местного самоуправления базового уровня (села, поселка, города) и наделение их соответствующими финансовыми и материальными ресурсами является крайне важным и экономически целесообразным. Актуальность этого вопроса неоднократно обращали внимание представители институтов гражданского общества, органы местного самоуправления и их объединения, отечественные ученые и практики конституционалисты.
Органы местного самоуправления должны получить ряд дополнительных полномочий по организации надлежащего решения вопросов местного значения, которые могут быть решены наиболее эффективно именно на соответствующем уровне. С точки зрения политической и социальной целесообразности, одновременно с соответствующими полномочиями органы местного самоуправления должны получить надлежащие правовые механизмы их реализации, а также необходимое материально-финансовое обеспечение.


Целью предлагаемых изменений является совершенствование конституционно-правового статуса высших органов государственной власти в соответствии с принципами функционирования государства с парламентско-президентской формой правления, а также реформирования конституционно-правового статуса органов местного самоуправления.


Проектом  Конституции четко, полно, системно и однозначно предложено усовершенствовать конституционные основы функционирования Верховной Рады Украины как единого законодательного представительного органа, уточнить отдельные аспекты конституционно-правового статуса Президента Украины, Кабинета Министров Украины и прокуратуры, а также реформировать систему местного самоуправления и принципы организации государственной власти в областях и районах.
В частности, актуализируются конституционные нормы о статусе парламентской коалиции в Верховной Раде Украины, принципов ее образования, участия в формировании Кабинета Министров Украины и иной деятельности. Гарантируется деятельность парламентской оппозиции в Верховной Раде Украины, сформированной в порядке и с полномочиями, определенными законом о Регламенте Верховной Рады Украины.
Согласно замечаниям Венецианской комиссии, высказанных в заключении от 10 - 11 июня 2005 (CDL-AD (2005) 015), изъято положение Конституции относительно применения партийно-императивного представительского мандата для народных депутатов Украины, а также лишены органы прокуратуры Украины функции надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами.
Законопроектом конкретизированы отдельные полномочия Президента Украины, в том числе по реализации им полномочий как Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины, гаранта государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Подавляющее большинство предлагаемых изменений касаются именно децентрализации публичной власти в Украине и усиления конституционно-правового статуса местного самоуправления. Предложено в корне изменить принципы организации и функционирования органов местного самоуправления путем закрепления его понимание как права и возможности жителей общин в пределах Конституции и законов Украины самостоятельно решать вопросы местного значения в интересах местного населения как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Закреплено, что разграничение полномочий в системе органов местного самоуправления и их исполнительных органов разных уровней осуществляется по принципу субсидиарности.
Изменениями изымаются из конституционного регулирования областные и районные государственные администрации. Зато основные полномочия должны быть сосредоточены на базовом уровне (село, поселок, город). Вместе с тем, предусматривается образование исполнительных органов областных и районных советов. Председатель областного совета, председатель районного совета должен избираться из состава депутатов соответствующего совета и возглавлять ее исполнительный орган.
В регионах и районах предлагается ввести институт представителей Президента Украины, которые на соответствующей территории осуществлять надзор за соответствием Конституции и законам Украины актов органов местного самоуправления и территориальных органов центральных органов исполнительной власти, координировать взаимодействие территориальных органов центральных органов исполнительной власти, направлять и организовывать деятельность всех территориальных органов центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в условиях чрезвычайного или военного положения, осуществлять иные полномочия, определенные Конституцией и законами Украины.
Одновременно с реформированием статуса органов местного самоуправления конкретизируются отдельные положения Конституции относительно административно-территориального устройства. В частности, закреплено требование регулирования законом условий и порядка образования, ликвидации, изменения границ, наименование и переименование административно-территориальных единиц и населенных пунктов в пределах районов.
Принятие предложенного проекта закона будет способствовать налаживанию более эффективного конституционно-правового механизма функционирования высших органов государственной власти, сбалансирования конституционных полномочий различных субъектов в системе "сдержек и противовесов", а также утверждению качественно новых принципов функционирования системы органов местного самоуправления.

Проектом Конституции предусмотрен специальный статус для региональных языков. Сельские, поселковые, городские, районные, областные советы могут в порядке, определенном законом, предоставлять в пределах соответствующей административно-территориальной единицы статус специального языкам национальных меньшинств. Например, спецстатус может получить русский язык - если община этого пожелает. Закон о

В целом законопроект вносит изменения в 19 статей Конституции. Для внесения изменений законопроект должен быть поддержан простым большинством депутатов в 226 голосов. Затем документ проходит экспертизу в Конституционном суде Украины. Если КСУ дает положительный вывод, законопроект возвращается в парламент и для его утверждения необходимо 300 голосов на следующей после первого голосования пленарной сессии.